ИННОВАЦИОННЫЕ ДОБАВКИ В ПРОИЗВОДСТВЕ СТОЙКИХ К ИСТИРАНИЮ КРАСОК ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ Балакина Т.Д. Главный технолог ООО «ОПЛМ», кандидат химических наукРост загруженности автомобильных дорог транспортом привел к снижению функциональной долговечности дорожной разметки. Поэтому повышение стойкости к истиранию разметки дорог, выполненной красками, является актуальной задачей. Наше предприятие - завод красок ОПЛМ занимается изготовлением красок для разметки дорог с 1997 года. Первым продуктом был состав КО- 503, а с 2002 года мы выпускаем краску «Акра-дор», которая прошла испытания на стенде института СоюздорНИИ и в полевых условиях, вошла в сборник рекомендованных этим институтом красок для разметки дорог. В 2003 году наша краска участвовала в полевых испытаниях, проведенных Росавтодором в Уральском Регионе. В 2011 г. были проведены испытания на ад Екатеринбург-Косулино с участием красок 4 российских заводов- изготовителей, а также красок Штоллрефлекс и Хемпель. При этом импортные краски не выдержали наших дорожных и климатических нагрузок в первые 3 месяца, остаточная площадь разметки отечественными красками после 3,5 месяцев эксплуатации составляла от 60 до 80%. Через 6 месяцев разметка полностью отсутствовала. После этих испытаний наш завод вышел с предложением разработать стойкую к истиранию краску. Эта работа была проведена по программе, согласованной начальником ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» С.А.Киселевым. Работа выполнена совместно с УралГИПРОДОРНИИ и лабораторией качества ГКУ СО УАД. В этой программе была поставлена задача увеличения стойкости краски к истиранию путем испытания всех известных из литературы упрочняющих сырьевых компонентов. Определение стойкости покрытия к истиранию проводили по ГОСТ 20811- 75. На первом этапе работы определяли возможность повышения стойкости к истиранию при использовании в качестве пленкообразующего чисто акриловых сополимеров, а также при замене в рецептуре части акриловой смолы совместимыми смолами другого строения. Было установлено, что использование чисто акриловых сополимеров определенной торговой марки повышают устойчивость пленки к истиранию в 1,5 раза, выявлены виды добавок смол, повышающие стойкость краски к истиранию. На втором этапе работы было испытано влияние природы наполнителей, в том числе и с разной формой частиц, на стойкость краски к истиранию. Была испытана возможность замены части кальцита в рецептуре краски следующими наполнителями:
Было логично предположить, что повышенную стойкость краски к истиранию обеспечит использование вместо кальцита кварцевой муки, характеризующейся повышенной твердостью. Однако оказалось, что всё не так просто. Были изготовлены опытные образцы краски «Акра-дор» с заменой 5 и 10% кальцита кварцевой мукой Silverbond или инновационными керамическими микросферами. Установлено, что введение в краску кварцевой муки Silverbond привело к снижению стойкости краски к истиранию. При замене части кальцита на инновационные керамические микросферы произошло увеличение стойкости краски к истиранию в 2 раза. Полученные результаты объясняются на основе представленных в каталоге фирмы ЗМ сравнительных схем наполнителей сферической и неправильной формы. Наполнители в виде полидисперсных керамических микросфер образуют при высыхании краски более плотно упакованное покрытие, что приводит к повышению стойкости к истиранию. При наличии в покрытии твердых частиц кварца неправильной формы при истирании происходит захват углов этих частиц, их проворачивание в покрытии и выкрашивание с разрушением покрытия на этом микроучастке. Происходит снижение стойкости покрытия к истиранию. По результатам проведенной работы к сезону 2012 г. была проведена корретировка рецептуры серийно выпускаемой краски «Акра-дор» с использованием чисто акриловой импортной износостойкой смолы и новых функциональных добавок, что позволило увеличить стойкость к истирания в 1,5 раза и улучшить адгезию к стеклу до показателя 1. Краска по цене соответствует нормам для Свердловской области (59 руб/кг). Результаты сравнительных полевых испытаний, проведенных в 2012 г. на а/д Большебрусянское показали, что краски пяти заводов к окончанию 3,5 месяцев эксплуатации практически отсутствуют на опытных участках, 59% краски «Акра-дор» сохранилось, что соответствует требованиям ГОСТ Р 51256-2011. Для разметки более нагруженных дорог наше предприятие предлагает краску «Акра-дор»-Премьер с инновационными добавками, но эта краска имеет более высокую цену, так как предприятие должно окупить свои расходы на производство продукта и получить какие-то средства для развития. Краска прошла испытания на ад «Обход г.Екатеринбурга» участок а/д Екатеринбург-Серов - а/д Екатеринбург-Пермь, км 46+000 - 47+000. Готовы поставлять эту краску на дороги Свердловской области и других Регионов. Уверена, что по результатам использования краски «Акра-дор»- Премьер её цена будет оправдана. Завод красок ООО «ОПЛМ» продолжает работу по созданию новых материалов для дорожной разметки с улучшенными характеристиками. |
|